Актуальные новости банковской сферы.
BTC
$64,839.68
-1.37%
ETH
$3,427.40
-1.57%
LTC
$72.34
-1.6%
DASH
$27.84
-0.08%
XMR
$160.28
-2.07%
NXT
$0.00
+7.5%
ETC
$23.26
-1.8%
DOGE
$0.12
-1.78%
ZEC
$31.26
+0.72%
BTS
$0.00
-0.97%
DGB
$0.01
-2.08%
XRP
$0.60
+2.72%
BTCD
$616.13
-1.37%
PPC
$0.49
+7.26%
YBC
$3,241.98
-1.37%

Прогресс экономики и несогласия среди верхушки. Достижения и неудачи Хорохордина на посту руководителя Алтая

Ушедший губернатор справился с экономикой, но проиграл социалку

Глава Республики Алтай Олег Хорохордин подал в отставку, как официально объявлено, в связи с переходом на новое место работы. Amic.ru решил напомнить основные достижения и провалы покинувшего свой пост руководителя региона.

Стоит заметить, что уход Хорохордина стал неожиданным лишь отчасти – общественность «двух Алтаев» была взбудоражена появившимся в конце прошлой недели сообщением о предстоящей отставке руководителя Алтайского края Виктора Томенко, распространенном RTVI. Как известно, в краевой администрации опровергли эту информацию. Кстати, источник amic.ru указывал в день появления скандальной новости, что планируется уход трех губернаторов: ХМАО, Самарской области и Алтая. Так и получилось, правда, Алтай оказался не тот. Один из телеграм-каналов края уже поерничал по этому поводу: «Похоже, европейские СМИ действительно в очередной раз не увидели как разницу между «двумя Алтаями», так и их управленческим персоналом. Возможно, именно поэтому неделю назад возник нелепый слух о чуть ли не решенном и реализуемом «уже завтра» уходе со своего поста губернатора Алтайского края».

Впрочем, тогда же в администрации главы РА опровергли и информацию о возможном освобождении Хорохординым своего кресла. «Мы не комментируем такие слухи. Глава Республики Алтай продолжает работать», – заявил 31 мая его пресс-секретарь Михаил Максимов. Как выяснилось, он поторопился.

Пять лет глава региона

Олег Хорохордин был назначен врио губернатора Республики Алтай 20 марта 2019 года. После победы на выборах 8 сентября 2019-го вступил в должность 1 октября.

Период его руководства был, прямо скажем, неоднозначным. Как сообщает «Коммерсант», за время, пока Хорохордин возглавлял республику, ее население уменьшилось на 0,09% – с 210,9 тыс. человек в 2019 году до 210,7 тыс. человек в 2024-м, оставаясь на 81-й строчке по этому показателю среди субъектов РФ. Рождаемость упала в 1,06 раза – с 13,6 на 1 тыс. населения в 2019-м до 12,8 в 2023-м. Отмечен рост смертности на 4,72%, в 2019-м она составляла 10,1 на 1 тыс. человек, в 2024-м – 10,6.

Уровень безработицы снизился с 11 до 8,9%, по данному показателю РА занимает шестое место среди регионов. Среднемесячная зарплата выросла с 33,3 до 50,9 тысячи рублей. Правда, по данному показателю республика откатилась с 55-й на 57-ю позицию в стране.

Экономические показатели заметно выросли. ВРП региона увеличился с 58,9 до 83,1 млрд рублей. Бюджет республики в 2019-м (доходы – 23,59 млрд рублей, расходы – 24,44 млрд) был исполнен с дефицитом 848,5 млн рублей, в 2024-м (доходы – 36,91 млрд, расходы – 36,775 млрд) запланирован профицит в размере 135 млн рублей.

Андрей Турчак / Фото: пресс-служба

Позитивно и проблемно

На сессии республиканского Госсобрания – Эл Курултая 23 апреля Хорохордин представил доклад о работе правительства, в котором рассказал о позитивных переменах в экономике за период своей работы. В целом депутаты деятельность его одобрили, хотя без критики оппозиции не обошлось. Главе правительства РА попеняли на слабые темпы строительства социальных объектов, высокие тарифы на электроэнергию, услуги ЖКХ и другие недостатки.

Проблему дорогих энерготарифов Хорохордин пытался решить уже в начале своей работы. В марте 2019-го, будучи врио главы правительства, встретился с прежним главой Минэнерго Александром Новаком, пытаясь найти способы снизить тарифы. Также уже бывший глава РА беседовал с главой ныне упраздненного Ростуризма Зариной Догузовой, надеясь запустить работу туристического кластера, с главой РЖД Олегом Белозеровым обсуждалось строительство железной дороги до Бийска. Развитию республиканского АПК он надеялся придать новый импульс после встречи с главой Минсельхоза РФ, которым в то время был Дмитрий Патрушев. Судя по дальнейшему развитию событий, Олегу Леонидовичу не удалось продвинуть крупные проекты (в частности, железной дороги), на реализацию которых он надеялся.

Следует напомнить, что в течение пяти лет ряд источников регулярно утверждали, будто бы одна из важнейших задач Олега Хорохордина на посту губернатора РА – если не запустить процесс, то подготовить почву для объединения Республики Алтай и Алтайского края. Сообщения о готовящемся слиянии двух Алтаев появлялись на протяжении пяти лет в информационном пространстве неоднократно, однако всякий раз Олег Леонидович наталкивался на сопротивление части алтайской национальной элиты, и опровергать наличие подобного проекта приходилось самому Хорохордину.

Впрочем, скандалов за прошедшие пять лет вокруг бывшего руководителя РА хватало. В сентябре 2020 года сразу треть депутатов республиканского парламента ставила вопрос о вынесении ему вотума недоверия за «систематическое неисполнение обязанностей». Ранее Эл Курултай не утвердил кандидатуру одного зама главы правительства – Динары Култуевой. Тогда скандал удалось замять. Но свой «минус» наверху Олег Леонидович, похоже, получил.

Олег Хорохордин / Фото: instagram.com

Железнодорожный мегапроект

Не прибавил ему симпатий в высших эшелонах федеральной власти и спор с РЖД вокруг высокоскоростной железнодорожной магистрали «Евразия», которую собиралась построить федеральная компания. И об этом, по некоторым данным, в марте 2019-го главе РА говорил Олег Белозеров. Под давлением региональных элит Хорохордин заявил, что 55-километровый участок трассы не будет проходить через республику.

В 2020-м проект «Евразия» был закрыт, не в последнюю очередь из-за неспособности Хорохордина договориться с алтайскими элитами.

Предполагавшаяся протяженность скоростной железной дороги «Евразия» (Пекин – Москва – Берлин) – 9447 км, российского участка – 2366 км. Общая стоимость проекта (в пересчете на российскую валюту) составляла более 7 трлн рублей, российского участка – 3,58 трлн рублей. По территории РФ трасса должна была пройти от Смоленской области (вблизи границы с Белоруссией) через Москву, Нижний Новгород, Казань, Екатеринбург, Челябинскую область, оттуда до Казахстана. Скорость движения поезда может достигать 360 км/ч. Строительство началось в 2018 году, предполагается, что будет продолжаться до 2035 года.В своем прощальном обращении к жителям республики Олег Хорохордин выразил особую благодарность «всем жителям Республики Алтай за оказанное доверие <...> неравнодушие <...> каждодневный труд и вклад в развитие родного региона». Он пожелал региону «сохранения своей уникальности, дальнейшего развития и процветания». Трудно сказать, будет ли процветать Республика Алтай при следующем руководителе, но в ее уникальности и своеобразии он, надо полагать, убедился на собственном опыте.

Глава Республики Алтай Олег Хорохордин / Фото: altai-republic.ru

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.