В 2023 году объем кредитов, выданных бизнесу микрофинансовыми организациями (МФО), достиг 105,4 млрд руб., что на 50% больше, чем в 2022 году (70,5 млрд руб.).
Согласно исследованию Центробанка «Тенденции в сфере МФО бизнес-финансирования в 2023 году», государственные и коммерческие МФО разделили рынок практически поровну, пишут «Ведомости».
Увеличение в секторе коммерческих МФО связано с активностью нескольких ведущих компаний, основной вид деятельности которых – дистанционное предоставление займов малому и среднему бизнесу. Объем дистанционных займов возрос более чем в 4 раза (до 42 млрд руб.), и в результате онлайн-займы теперь составляют 40% (+13 п.п. год к году) от общего объема выдачи. В то же время, их доля в портфеле сектора МСП к концу 2023 года возросла лишь до 9% (+3 п.п. год к году).
За три года объем займов МСП увеличился на 35%. Стабильность качества портфеля подтверждается тем, что доля просроченной задолженности составляет всего 5,2% (-0,4 п. п.).
По результатам опроса, проведенного среди 51 государственной и 16 частных МФО в марте 2024 г., количество новых и возвратных заемщиков в государственных МФО примерно равное и составляет около 50%. В то время как в частных МФО доля «поштучных клиентов» достигает 63%. Именно эта категория заемщиков обеспечивает низкий уровень просрочек по возврату кредитов.
Однако, в некоторых компаниях заемщики-предприниматели обращаются за микрозаймами, превышающими установленный максимум в 5 млн руб. В государственные МФО подаются заявки на микрозаймы, в среднем, не больше указанной суммы.
Согласно данным экспертов СРО «МиР», с ноября 2023 года доля утвержденных заявлений на кредиты в микрофинансовых учреждениях (МФО), которые шли на снижение, сейчас в стадии стабилизации. В прошлом году индикатор утверждения заявлений был более высоким в большинстве сегментов – в PDL-кредитах (краткосрочные кредиты до получения зарплаты) уровень одобрения для повторных заемщиков достигал 93%, для новых клиентов — 19%. Доля утверждения займов с оплатой в рассрочку у постоянных клиентов составляла 75%, у новых — 29%.
В январе Центробанк России ввел новую версию базового стандарта, который МФО должны применять при оформлении онлайн-кредитов, включая проверку личности клиента по определенным критериям.
Согласно новой нормативной базе, регулирующий орган обозначает 10 параметров: МФО обязаны подтвердить подлинность паспорта предполагаемого заемщика, удостовериться в верности сведений о банковском аккаунте, номере телефона, не забыв проверить принадлежность устройства заемщика, с которого отправляется запрос на получение кредита, и так далее.
Комментарии закрыты.